Задвижки: как выбрать подходящую?
Среди запорной трубопроводной арматуры большое распространение имеют задвижки, которые повсеместно применяются для трубопроводов с Dу (условным диаметром прохода) до 3000 мм. Задвижки имеют достаточно простую конструкцию и обладают небольшим гидравлическим сопротивлением - как правило, коэффициент варьируется в пределах 0,08-0,2, когда у клапанов он часто бывает более 5. Это преимущество делает задвижки наиболее ценными для применения на магистральных трубопроводах. Существенный недостаток задвижек - их большая строительная высота.
Сегодня на рынке можно встретить огромное количество конструктивных разновидностей задвижек. Как правило, их изготавливают полнопроходными, хотя в некоторых случаях, для экономии металла, облегчения и снижения усилий, требуемых для управления арматурой, находят применение и суженных задвижек. Они имеют более высокий коэффициент гидравлического сопротивления, чем полнопроходные.
То, как расположен ходовой узел - внутри или вне корпуса задвижки, погружен ли он в рабочую среду или нет - имеет весомое значение для работы задвижек. По данному признаку задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем, и если у первых ходовая резьба шпинделя вместе с гайками расположены вне полости задвижки, то у вторых они внутри.
Не стоит забывать о том, что полноценная работа задвижки возможна лишь при наличии смазки в резьбовой паре шпиндель-гайка, поэтому необходимо систематическое техобслуживание конструкции. Но как быть в задвижках с невыдвижным шпинделем? Ведь у них к ходовому узлу доступ закрыт, а он очень сильно подвержен действию коррозии, а также механическому воздействию абразивных частиц рабочей среды (в случае, если она засорена).
Именно по этой причине задвижки с невыдвижным шпинделем не получили широкого применения, они могут использоваться лишь для трубопроводов, по которым движется нефть, чистая вода, минеральные масла, т.е. среды не засоренные твердыми частицами. А применение таких задвижек на ответственных объектах вовсе не рекомендуется.
В то же время у задвижек с невыдвижным шпинделем небольшая строительная высота, их часто применяют в подземных коммуникациях, устанавливают на "елках" нефтяных скважин в качестве фонтанной арматуры и др.
По типу расположения в запорном органе задвижки уплотнительных колец они делятся на параллельные и клиновые. По названию становится понятно, что у первых уплотнительные кольца параллельны друг к другу, у вторых они образуют клин (расположены под небольшим углом).
В параллельных задвижках затвор может быть в виде одного диска или листа, или в виде двух дисков, между которыми находится распорный клин (или пружина). Клин может быть одиночным и двухдисковым, жестким или упругим. Применение жесткого клина создает высокогерметичную, надежную конструкцию в задвижках малого диаметра, но при значительных колебаниях температуры рабочей среды появляется опасность заклинивания затвора в задвижке. Поэтому наибольшую популярность получил промежуточный вариант задвижки, затвор которой представляет собой упругий клин, сочетающий достоинства обеих конструкций.
Материалом для изготовления задвижек общепромышленного назначения служит чугун, сталь, сплавы цветных металлов.
Опубликовано: 20 ноября 2014 г.